Утверждаю: заведующий МДОУ д/с «Светлячок»
_________________ В.В.Кутаева
Приказ № ____________ ___________________
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Светлячок» С Чантырья.
«ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ» 2008- 2013 год
Программа оздоровления детей в условиях ДОУ Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей.
Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ.
Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет.
Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.
Программа оздоровления детей В МДОУ детский сад «Светлячок» « Здоровье – это то, что нужно беречь» Из высказываний детей. Раздел 1 1.1. Общие положения. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. 1.2. Цель программы программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. 1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы 1) Закон РФ «Об образовании». 2) Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. 3) Устав образовательного учреждения. 1.4. Ожидаемые результаты 1) Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. 2) Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни. 3) Овладение навыками самооздоровления. 4) Снижение уровня заболеваемости. 1.5. Объекты программы Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения. Раздел 2 Основные принципы программы 1. Принцип – научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. 3. Принцип комплексности и интегративности – решению оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья. 5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Раздел 3 Основные направления программы Профилактическое 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации; 2. Выполнение санитарно -гигиенического режима; 3. Проведение обследований по скрининг – программе и выявление патологий; 4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; 5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики; 6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное 1. Организация здоровьесберегающей сферы в ДОУ; 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; 3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; 4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров; 5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. Лечебное 1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний; 2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии; 3. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях. Раздел 4 Обеспечение реализации основных направлений программы №4.1. Техническое и кадровое обеспечение Ответственный Дата 1Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (фитоаэроионизатор); - спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); - мебели (стулья)Зав ДОУ Мед/с ДОУ В течении года. 2Осуществление ремонта: - пищеблока; - прачечного комплекса; - коридоров; - игровых плащадок.Зав. ДОУ Завхоз ДОУ
Июль 2010г 3Оборудование помещений: - зимнего сада; - уголка ОБЖ; Воспитатели Сентябрь- ноябрь 2009г 4Пополнение среды нестандартными пособиями: -объемными модулямиЗав д/с Кутаева В.В. В течении года 5Введение дополнительных услуг: - музыкально-театральной деятельности; - художественного труда.Воспитатели Сентябрь- декабрь2009г 6Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)Завхоз ДОУ Молкина В.В. 4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение 1Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей ( Образовательная программа)Зав. ДОУ Кутаева В.В. Сентябрь 2009г 2Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП Зав. д/с Кутаева В.В. Медсестра. 3Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима. Воспитатели групп В течении года 4Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий) Согласовать сетку занятий по группам с территориальным отделом Управления Роспатребнадзора.Зав д/с Кутаева В.В. Август 2009г 5Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)Воспитатели В течении года. 6Введение специальных занятий (ОБЖ)Воспитатели В течении года 7Разработка плана двигательного режима ( Образовательная программа)Зав д/с Кутаева В.В. Август 2009г 8Продолжение работы по совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.Воспитатели В течении года. 9 Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов, проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия»)Воспитатели, медсестра. В течении года 10Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами районаЗав д/с Кутаева В.В. В течении года 11Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей Зав. ДОУ,медсестра , воспитателиВ течении года
Раздел 5 Формы и методы оздоровления детей №Формы и методы Содержание Контингент детей Ответственный 1Обеспечение здорового ритма жизни- щадящий режим (адапт. период); - гибкий режим; - организация микроклимата - использование приемов релаксации: минуты тишины, - музыкальные паузы.Все группы Воспитатели; в течении года 2Физические упражнения- Физкультурные занития; - утренняя гимнастика; - гимнастика после дневного сна; - Точечный массаж; - Дыхательная гимнастика в игровой форме; - прогулки с включением подвижных игровых упражнений; - спортивный досуг; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные игры; - профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопие, зрение); - спортивные игры; - пешие прогулки.Все группы Воспитатели, в течении года. 3Гигиенические и водные процедуры- умывание; - мытье рук; - игры с водой; - обеспечение чистоты одежды; - обширное умывание;Все группы Воспитатели, Ежедневно, в течении года. 4Свето-воздушные ванны- проветривание помещений (в том числе сквозное); - сон при открытых форточках; - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.Все группы Воспитатели, ежедневно в течении года. 5Активный отдых- развлечения, праздники; - игры – забавы; - дни здоровья; - каникулы.Все группы Воспитатели , в течении года. 6Арома- и фито терапия - лечебная ароматизация помещений (лук, чеснок); - фитопитание (чай, отвары, коктейли). Все группы Медсестра, в течении года. 7Диетотерапия - рациональное питание; - индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания).Все группы Медсестра, в течении года. 8Профилактика гриппа- дибазол , глюканат кальция ( с согласия родителей) Все группы Медсестра; в течении года 9Музтерапия - музсопровождение режимных моментов; - музоформление фона занятий; - музтеатральная деятельность - хоровое пение (в том числе звуковое).Все группы Воспитатели, В течении года -
11Спецзакаливание - босоножье; - игровой массаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика.Все группы Медсестра ,воспитатели; В течении года. 12Пропаганда ЗОЖ - периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия (ОБЖ)Все группы Воспитатели, В течении года. План лечебно-оздоровительных мероприятий ( при наличии Лицензии на проведение в ДОУ лечебно – оздоровительных мероприятий) Месяц Наименование мероприятий Дозировка Контингент детей Ответственный Октябрь1. Витаминный напиток «Янтарный» (рябина красная ) 2. Сбор №6 (кук. Рыльца, лист березы толокнянка, кор. солодки, корень пырея); 3. Лечебное орошение зева (р-р йодинола) 50 г – ясли/1 раз в день 50г – 2 р. в день ежедн. 1 раз в деньВсе дети ( с согласия родителей)Медсестра, в течении года. Ноябрь 1. Лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав – эвкалипт, шалфей, календула, ромашка); 2. Лимонная долька с сахором «Сластена»70г – 1 р. в день ежедн. 1 ч.л. 2 р.в день ежедн.Все дети ( с согласия родителей)Медсестра , в течении года Декабрь 1. Целебная пилюля «Неболейки» (дибазол)4 2. Эликсир «Бодрость» (витамин С); 3. Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь); 4. «Волшебная приправа» (фитонциды – лук, чеснок); 5. Физиопроцедура «Свежесть» (уфопомещений в сочетании с проветриванием).2мг на 1 г.ж. 14 дней 0,05 –1 р. в день ежедн. 2 р. в день ежедн. Обнд 1 блюдо ежедн. 30 мин ежеднВсе дети ( с согласия родителей) Медсестра , в течении года. Январь 1. Фиточай «Лесная сказка» (мята, мелисса, малина, смородина, земляника); 2. «Волшебная приправа» (фитонциды – лук, чеснок); 3. Физиопроцедура «Свежесть» (уфопомещений в сочетании с проветриванием); 50 г – ясли ежедн. 70 г – сад 1 раз в день обед 1 блюдо ежедн. 30 мин ежедн. 15 мин 1 р. в день ежедн. Все дети ( с согласия родителей)Медсестра, В течении года. Февраль1. Лечебный сеанс «Морской прибой» (полоскание рта «Морской водой» - по ½ ч.л. соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода); 2. «Свекольная капля»(в нос) 3. Физиопроцедура «Чудо – луч» (общий кварц)70 г 1 р. в день ежедн. 2 р. в день ежедн. 1 р. в день ежедн. 1 ст. 1 р. в день ежедн. Все дети ( с согласия родителей)Медсестра , в течении года. Март 1. Коктейль «Изюминка» (шиповник); 2. Лечебная смазка зева (р-р Люголя)50 г – ясли 70 г – сад 1 р. в день ежедн. 1 р. в день ежедн. Все дети ( с согласия родителей)Медсестра , в течении года Апрель 1. Биостимулятор «Целебный росточек»; 2. Лечебный бальзам (сбор: петрушка, хвощ полев., подорожник, корень щавеля конск., землян. лист, шиповник); 3. Целебный напиток «Золотой букет» (сбор: зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, солодка, подорожник, лист березы, душица).1 ч.л. 2 р. в день 50 г 2 р. в день ежедн. 50 г. 2 р. в день ежедн. Все дети ( с согласия родителей)Медсестра , в течении года Май 1. «Волшебная капля» (экстракт элеутерококка); 2. Зеленые салаты «Весна»1 к. на 1 г.ж. 3 р. в день ежедн. 50 г ежедн.Все детиМедсестра В течении года. План работы воспитателей с родителями №Мероприятия Ответственный Дата 1 этап Ознакомительный1. Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение); 2. Выделение группы риска (по результатам исследований).Чекатова М.В. Степанова К.В.Сентябрь- ноябрь 2009г 2 этап общепрофилак-тический 1. Наглядная агитация (стенды, памятки, печать); 2. Встречи по специалистам. Лученкова Л.Ю. Васильева С.С.В течении года 3 этап Работа с группой риска1. Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы); 2. Коррекция родительских установок (тренинги, беседы). Чекатова М.В. Степанова К.В. В течении года 4 этап Индивидуальная работа1. Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания (выступление на родительском собрании) 2. Консультативная индивидуальная помощь (по запросам). Лученкова Л.Ю. Васильева С.С. Сентябрь - май 5 этап Рефлексивный1. Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения); 2. Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов). Лученкова Л.Ю. Степанова К.В. Сентябрь - май 6 этап Интегративный 1. Современные мероприятия (с привлечением группы риска); 2. Дискуссии (совместное обсуждение проблем). Лученкова Л.Ю. Васильева С.С. В течении года 7 этап Перспективный 1. Совместное обсуждение планов на будущее. Медсестра Педагоги групп. Члены родительского комитета.Октябрь 2009г
|