Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Организация жизни и воспитания детей
Режим дня
Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и
разумное разучивание различных видов деятельности и отдыха детей в течение
суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие
возрастным психофизиологическим особенностям детей.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать
также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые
предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным
особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем
лучше его настроение и выше активность.
Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для
чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и
познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей
по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует
превращать чтение в обязательное занятие – ребенок по своему желанию может либо
слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога – сделать процесс
чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с
удовольствием.
В разделах Программы по возрастам представлены примерные
режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с
учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в
регионе, времени года, длительности светового дня и т.п.).
Предметно – развивающая образовательная среда
Среда является важным фактором воспитания и развития
ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и микросреды и их
составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда –
это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и
учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть
безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать
максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон
( «центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов
(книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все
предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с
учетом индивидуальных особенностей
детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут выступать:
- уголок
для ролевых игр;
- книжный
уголок;
- зона
для настольно – печатных игр;
- выставка
(детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
- уголок
природы (наблюдение за природой);
- спортивный
уголок;
- уголок
для игр с песком;
- игровой
уголок ( с игрушками, строительным материалом);
- уголки
для разнообразных видов
самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной,
музыкальной и др.;
- игровой
центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для
легкого изменения игрового пространства.
- В
групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной
двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели
и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой
деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие
двигательную активность, несколько раз в день.
Интеграция образовательных областей
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его
развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае,
когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации
образовательного процесса.
Поясним принцип интеграции
образовательных областей на примере физического развития.
Согласно принципу интеграции,
физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических
физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех
видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с
элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики,
конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно
организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась
оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не
просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой
подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более
успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной
деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное
решение задач других образовательных областей:
- формирование
навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при
пользовании спортивным инвентарем ( «Безопасность»);
- создание
на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального
выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости,
находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценки
и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
- участие
детей в расстановке и уборке
физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
- активизация
мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.),
специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об
окружающем (имитация движения животных, труда взрослых), построение
конструкций для подвижных игр и упражнений ( из мягких блоков, спортивного
оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о
спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
- проговаривание
действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в
процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и
занятий физической культурой («Коммуникация»);
- игры
и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные
физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение
художественной литературы»);
- привлечение
внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя,
оформления помещения; использование на занятиях физкультурной
изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки,
мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр
(«Художественное творчество»);
- ритмическая
гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр
и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических
способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Аналогично реализуется
интегративный подход при решении образовательных задач по остальным
образовательным направлениям: социально – личностному, познавательно –
речевому, художественно – эстетическому.
Формы работы с детьми
Воспитательно – образовательный
процесс может быть условно подразделен на:
- образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –
исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения)
(далее по тексту – «организованная образовательная деятельность»);
- образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную
деятельность детей;
- взаимодействие
с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Построение образовательного
процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от
контингента воспитанников, оснащенности
дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей,
специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми дошкольного
возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы
образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе
увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (
старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно – тренирующего характера.
В практике используются
разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
- игры
дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые,
подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные,
игры – драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного
характера;
- просмотр
и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение
и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,
рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских
иллюстрированных энциклопедий;
- создание
ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально –
нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об
интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций,
ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения
за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление
предметов для игр, познавательно – исследовательской деятельности;
создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для
группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
- проектная
деятельность, познавательно – исследовательская деятельность,
экспериментирование, конструирование;
- оформление
выставок работ народных мастеров, произведений декоративно –
прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений
живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и
др.), выставок детского творчества, уголков природы;
- викторины,
сочинение загадок;
- инсценирование
и драматизация отрывок из сказок, разучивание стихотворений, развитие
артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание
и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым
сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов
(деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (
народного, декоративно – прикладного, изобразительного, книжной графики и
пр.), обсуждение средств выразительности;
- продуктивная
деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по
замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых сказок, под музыку,
на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование
иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных
животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным
музыкальным произведениям;
- слушание
и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические
игры, связанные с восприятием музыки;
- подыгрывание
на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
- пение,
совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата,
артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на
вопросы), драматизация песен;
- танцы,
показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально – ритмических
движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей,
совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
- физкультурные
занятия игровые, сюжетные, тематические ( с одним видом физических
упражнений), комплексные ( с элементами развития речи, математики,
конструирования), контрольно – диагностические, учебно – тренирующего
характера, физкультминутки; игры и
упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских
стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы
прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
музыку, игровые беседы с элементами движений.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские
- туристические
прогулки;
- физкультурные
досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
- спортивные
праздники (проводятся 2-3 раза в год);
- соревнования;
- дни
здоровья;
- тематические
досуги;
- праздники;
- театрализованные
представления;
- смотры
и конкурсы;
- экскурсии.
Образовательная деятельность при
проведении режимных моментов
- физическое развитие: комплексы
закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной
водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды,
воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна),
утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
- социально – личностное развитие: ситуативные
беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие
трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки
самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке
инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для
подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных
моментов;
- познавательно – речевое развитие: создание
речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх,
наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные
разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур,
поощрение речевой активности детей; обсуждения ( пользы закаливания,
занятий физической культурой, гигиенических процедур);
- художественно – эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой
деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении
утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в
окружающем мире, оформлению помещения, привлекательности оборудования,
красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
- физическое развитие: самостоятельные
подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание
на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
- социально-личностное развитие: индивидуальные
игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности,
предполагающие общение со сверстниками;
- познавательно-речевое развитие: самостоятельное
чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам
художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в
уголке театра, сюжетно – ролевые игры, рассматривание книг и картинок;
самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольные
игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);
- художественно-эстетическое развитие: предоставление
детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать
(преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукции
картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен,
барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
Взаимодействие с семьями детей
Возможные формы работы с семьей
даны в разделе «Работа с родителями».
Проектирование воспитательно –
образовательного процесса
Воспитательно – образовательный
процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и
возрастные особенности, социальные заказ родителей.
При организации аоспитательно –
образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные
цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение
образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе с учетом
интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного
процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития
детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У
дошкольников появляются многочисленные возможности для практики,
экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения
образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные
компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введения похожим тем в различных
возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и
преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста,
органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет
оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми
потребностями.
Одной теме следует уделять не
менее одной недели. Оптимальный период- 2-3 недели.
Тема должна быть отражена в
подборе материалов, находящихся в группе и в уголке развития.
В Программе для каждой возрастной
группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать
как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения и культурного компонентов, для учета
особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично
или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной
период.
Отдельно выделена в Программе
культурно – досуговая деятельность. Развитие культурно – досуговой деятельности
детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и
активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения
занимать себя.
Формы работы и задачи развития
культурно – досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и
праздников даны для каждой возрастной
группы в разделах по возрастам.
режим дня
Дома
|
Подъем, утренний туалет
|
6.30-7.30
|
В
дошкольном учреждении
|
Прием и осмотр, игры,
дежурство, утренняя гимнастика
|
7.00-8.30
|
Подготовка к завтраку,
завтрак
|
8.30-8.55
|
Игры, самостоятельная
деятельность
|
8.55-9.00
|
Организованная
образовательная деятельность
|
9.00-9.25;
9.35-10.00;
10.10-10.35
|
Игры, подготовка к
прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)
|
10.35 – 12.25
|
Возвращение с прогулки,
игры
|
12.25- 12.40
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.40 – 13.10
|
Подготовка ко сну, дневной
сон
|
13.10 – 15.00
|
Постепенный подъем,
воздушные, водные процедуры
|
15.00-15.25
|
Подготовка к полднику,
полдник
|
15.25-15.40
|
Игры, самостоятельная
деятельность детей
|
15.40-16.20
|
Чтение художественной
литературы
|
16.20-16.40
|
Подготовка к прогулке,
прогулка
|
16.40-18.00
|
Возвращение с прогулки,
игры
|
18.00-18.20
|
Подготовка к ужину, ужин
|
18.20-18.45
|
Игры, уход детей домой
|
18.45 – 19.00
|
Дома
|
Прогулка
|
19.00-20.15
|
Возвращение с прогулки,
спокойные игры, гигиенические процедуры
|
20.15-20.45
|
Ночной сон
|
20.45-6.30 (7.30)
|
|